Публичный отчет о работе МБДОУ «Детский сад №269» за 2014-2015 учебный год
1. Особенности управленческой деятельности в 2014/2015 учебном году
2. Задачи решаемые трудовым коллективом, их результативность
3. Анализ выполнения основной образовательной программы
4. Анализ взаимодействия детского сада с социумом
5. Анализ взаимодействия с семьями воспитанников
6. Анализ системы методической работы с педагогическими кадрами
7. Развитие материально-технической базы.
8. Выводы
1. В 2014-2015 учебном году управленческая деятельность была направлена на оптимизацию педагогического процесса в ДОУ с целью модернизации образовательного процесса с учётом внедрения ФГОС ДО.
Эффективность выполнения управленческих решений обеспечивалась за счёт чёткого взаимодействия всех служб МБДОУ, в соответствии с правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями работников учреждения.
Получено приложение к лицензии на образовательную деятельность. Разработана новая редакция Устава ДОУ в соответствии с изменением типа учреждения. Разработана Образовательная программа в соответствии с ФГОС ДО.
В целях совершенствования управленческой деятельности в детском саду имеется локальная сеть, которая помогает скоординировать работу всех уровней.
Содержание образовательной деятельности строится в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей.
В ДОУ реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Работа коллектива МБДОУ ведется в соответствии с нормативными документами и годовым планом.
2. Перед коллективом детского сада стояли следующие задачи:
1.Продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников через внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий в свете ФГОС ДО
2.Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через проектно-исследовательскую деятельность с учетом требований ФГОС
3.Оптимизировать условия организации коррекционно-развивающей деятельности по формированию общей способности к обучению у детей с задержкой психического развития и подготовки их к выпуску в массовую школу
Реализация годовых задач обеспечивалась через совокупность образовательных областей, которые способствуют разностороннему развитию детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие.
Вся образовательная деятельность строилась на основе интеграции образовательных областей и единого тематического планирования.
Основная деятельность нашей дошкольной организации была направлена на продолжение работы по внедрению и реализации ФГОС в ДОУ, направленной на расширение и углубление знаний педагогов в вопросах обновления образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС, а также освоение инновационных подходов к организации работы с воспитанниками и родителями ДОУ. Это важный шаг, предполагающий переход дошкольного учреждения на качественно новый уровень.
С этой целью в ДОУ было проведено ряд мероприятий, которые реализуются в соответствии со сроками, указанными в плане действий по обеспечению введения ФГОС ДО. На сегодняшний день проведены мероприятия: локальные акты ДОУ приводятся в соответствие с требованиями ФГОС ДО; созданы условия для участия воспитателей в учебно-методических мероприятиях, направленных на повышения уровня их квалификации и компетенций в вопросах обеспечения введения ФГОС ДО (семинарах, курсах и др.); в течение года работал семинар «Изучаем и внедряем ФГОС ДО» с педагогами учреждения детского сада по обеспечению повышения компетентности в вопросах современной образовательной политики и изучению новой общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; творческой группой разработана ООП ДО.
Особое внимание уделялось решению задачи, направленной на сохранение и укрепление здоровья дошкольников через реализацию здоровьесберегающих технологий.
Реализуя данную задачу, педагоги ориентировались на физическую подготовленность детей, учитывая имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, результаты медицинского обследования и рекомендации врача.
Оздоровительная работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Соблюдение режима дня
- Учет гигиенических требований
- Утренняя гимнастика
- Воздушно-оздоровительная гимнастика после сна
- Отработка двигательного режима в группах и на прогулке
- Закаливающие мероприятия.
ДОУ уделяло серь?зное внимание комплексному использованию всех средств для физического развития и оздоравливания детского организма: закаливающие процедуры в течение дня, дыхательная гимнастика, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, использование на занятиях упражнений, здоровьесберегающих технологий. Все это позволило снизить общую заболеваемость детей по сравнению с прошлым годом.
Учебный год |
Группа здоровья |
cписочный состав |
I группа |
II группа |
III группа |
IYгруппа |
2012 |
116 |
16-14% |
91-78% |
7-6% |
2-2% |
2013 |
120 |
25-21% |
87-72% |
6-5% |
2-2% |
2014 |
125 |
30- 24% |
88- 70,4% |
2-1,6% |
5-4% |
Вывод: из представленной таблицы видно, что за последние годы наблюдается небольшое увеличение численности детей с 1 группой здоровья, и снижение детей со 2 и 3 группой здоровья, но в тоже время увеличилось количество детей с 4гр.здоровья.
Распределение детей по группам на занятиях по физической культуре
Год |
Основная |
подготовительная |
Специальная |
освобожденные |
2012 |
112 |
6 |
- |
- |
2013 |
114 |
6 |
- |
- |
2014 |
121 |
7 |
1 |
- |
Вывод: Увеличивается число детей, нуждающихся в индивидуальном подходе при организации двигательной деятельности.
Анализ заболеваемости и посещаемости в ДОУ 2012, 2013, 2014 годы по сравнению со средней по району:
Показатели |
На 01.01.2013 г.
По ДОУ/ Средний
по району |
На 01.01.2014 г.
По ДОУ/ Средний по району |
На 01.01.2015 г.
По ДОУ/ Средний по району |
Общая заболеваемость |
1292/ 1810,2 |
1283/ 1681,1 |
1144/1832,2 |
Соматическая (простудная) |
1273 |
1223 |
960/1832,2 |
Пропуски по болезни 1 ребенком (дней) |
10,8 |
6,8 |
|
Вывод: основной процент заболеваемости детей составляют ОРВИ и грипп. Заболеваемость снизилась, по сравнению с прошлыми годами, и является ниже чем средняя по району.
В учреждении созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их психического и физического развития:
- имеется спортивная площадка,
- центры двигательной активности в каждой группе оснащены необходимым спортивным инвентарем и нетрадиционным оборудованием;
- Музыкально - спортивный зал оснащён необходимым спортивным оборудованием и инвентарём
В ДОУ обеспечивается баланс между НОД, регламентированной деятельностью и свободным временем ребенка, организован двигательный режим, включающий (занятия физической культурой утреннюю гимнастику, гимнастику после дневного сна, часы двигательной активности, развивающие упражнения, спортивные и подвижные игры). Педагоги в работе с детьми старались применять здоровьесберегающие технологии, насыщать эмоциональным содержанием общение с детьми в процессе непосредственно-образовательной деятельности, а также в режимные моменты.
С детьми проводятся познавательные занятия валеологической направленности (в рамках реализации парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стеркиной и др.).
Эффективному решению данной задачи способствовало и ряд методических мероприятий: консультации, педсовет, медико-педагогические совещания для детей с ОВЗ, на которых обсуждалась данная проблема. Педагог-психолог Перевезенцева Е.А. подготовила и провела для педагогов мастер-класс по теме «Охрана психического здоровья детей. Использование приемов релаксации в работе с детьми», где познакомила с определением «психологического здоровья», его уровнями, факторами и условиями становления психического здоровья и показала некоторые приемы релаксации, которые можно использовать в работе с детьми. Ею также была проведена консультация «Детская агрессивность как индикатор психологического здоровья детей». Воспитатель Терехина С.В. провела консультацию по теме «Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ».
К педсовету подготовлены сообщения из опыта работы по темам «Развитие в игре двигательных возможностей малышей» (воспитатель 1 мл. группы Афанасьева О.В.), «Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР» (воспитатель подг.ЗПР Ширшина Е.Н.), «Использование здоровьесберегающий технологий в процессе организации режимных моментов в работе с детьми» (воспитатель средней группы Кувакина Э.А.) и организовано открытое мероприятия – спортивное развлечение. Все педагоги подготовили и показали презентации по проведению Дня здоровья в своих группах. Использование современных способов представления информации - компьютерные презентации, позволило педагогам повысить свою компетентность в области использования мультимедийного оборудования в распространении положительного опыта работы.
Проведен смотр по оснащению предметно-пространственной среде по образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО, а также выставка «В стране здоровья», в которой приняли участие все группы. На выставке были представлены разные виды наглядной информации – самодельные плакаты, журналы, буклеты.
Такая система работы способствовала укреплению организма детей, их физическому развитию и оздоровлению. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается сформированность основных навыков здорового образа жизни (соблюдение санитарно-гигиенических требований, положительное отношение к двигательной активности, осознанное бережное отношение к здоровью, своему и своих товарищей и т.д.)
Необходимо в новом учебном году продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
В прошедшем учебном году активизировалась работа педагогического коллектива по познавательному развитию детей через проектно-исследовательскую деятельность.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов, улучшения качества педагогического процесса проведен семинар старшим воспитателем Потешонковой Е.А. по теме «Развитие ребенка по познавательно-исследовательской деятельности в контексте с ФГОС ДО». Воспитатель Шумская С.В. подготовила и провела мастер-класс по теме «Организация среды по познавательно-исследовательской деятельности в группе».
К педсовету были представлены познавательно-исследовательские проекты и отчеты по ним по следующим темам: «История изобретений – ложечка красавица – всем ребятам нравится» (воспитатель старшей группы Березовская Н.Е.), «Юные исследователи» (воспитатель средней группы Галкина О.А.), и проект «Мой безопасный маршрут» (воспитатель подготовительной группы Бударина Ю.Е.). Все проекты представлены в виде мультимедийных презентаций. Педагоги всех групп подготовили презентации о познавательно-исследовательских центрах (уголки экспериментирования) в своих группах. Результатом данной работы стало пополнение развивающей среды в группе по данному направлению.
Вся проделанная работа способствовала тому, что у педагогов появилась заинтересованность в данной проблеме. Педагоги принимали участие в методических мероприятиях детского сада, повысили свой теоретический и практический уровень знаний. Для достижения поставленной цели произошли изменения в предметно – пространственной среде.
Для реализации третьей задачи годового плана, направленной на формирование общей способности к обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и подготовки их к выпуску в массовую школу в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей были организованы консультации для педагогов групп компенсирующей направленности, проводимые специалистами (учитель-дефектолог Чигина Е.Е. по теме: «Познавательные психические процессы – ведущие ориентиры педагогики развития дошкольника», а также педагогом-психологом).
Обсуждались проблемы сформированности навыков учебной деятельности у детей подготовительной группы № 5 с ЗПР на медико - педагогических совещаниях.
Одним из показателей работы учреждения является подготовка детей к школе. Педагогом-психологом Перевезенцовой Е.А., дважды в год проводился мониторинг готовности детей подготовительных групп (№5,6) к школьному обучению.
О готовности подробно расскажет педагог-психолог Перевезенцева Е.А.
Анкетирование родителей, проводимое с целью определения готовности своих детей к школе показало: высокий уровень – 8% родителей (по одному из обеих групп), хороший – 67% (16 родителей – 14 из гр.№6, 2-гр.№5), средний уровень - 25% (2родителя из гр.№6 и 4 - из гр.№5).
3. Важнейшим показателем результативности работы коллектива за истекший учебный год является выполнение основной общеобразовательной программы. На основе педагогического анализа освоения детьми общеобразовательной программы, проведенного в конце учебного года, который показал, что работа по выполнению программы велась стабильно. Достигнуты хорошие результаты в группах общеразвивающей направленности и в подг.гр.ЗПР. Однако необходимо обратить внимание на такие области, как речевое и познавательное развитие.
Учитывая индивидуальные способности, интересы и возможности детей, пожелания родителей в ДОУ предоставляется детям дополнительное образование в форме кружковой работы. В целях развития творческих и интеллектуальных способностей дошкольников, в период с октября 2014г. по апрель 2015г., в ДОУ функционировали платные дополнительные образовательные услуги для детей от 4 до 7 лет по двум направлениям деятельности. Это интеллектуально-познавательное развитие («АБВГДейка»-математика и грамота) и художественно-эстетическое развитие («Маленький художник» - рисование; «Березка» - танцы, «Пчелка» - художественный труд). Дополнительным образованием в ДОУ были охвачены 86% воспитанников дошкольных групп (от общей численности 125 детей). По сравнению с предыдущими годами процент желающих заниматься дополнительными занятиями не уменьшается.
Родители информированы о работе кружков через беседы с руководителями, детьми, просмотры продуктивной деятельности детей, отчетов руководителей кружков, размещение материалов наглядно-информационного блока.
Успешность детей в усвоении Основной общеобразовательной программы подтверждается и участием воспитанников в мероприятиях различного уровня:
Название мероприятия |
уровень |
Кол-во участников |
результат |
Интеллектуальная олимпиада «Почемучки» (патриотическое воспитание) |
район |
5 |
Благодарность |
Благочинный конкурс изобразительного творчества «Красота Божьего мира» |
регион |
1 |
Грамота, 3 место |
Нижегородский епархиальный конкурс детского рисунка «Мамочка - мой ангел» |
обл |
3 |
Сертификат участника |
Областной конкурс по сбору отработанных батареек «Охотники за батарейками» |
обл |
Дети группы №4 |
свидетельство |
Епархиальный конкурсе детского творчества «День Победы глазами детей! |
обл |
Дети кружка «Пчелка» |
Диплом за гран-при
Сертификат |
Всероссийский конкурс детского творчества «Мамин день» |
|
1 |
Сертификат участника |
Районный фестиваль детской песни «Поющие капельки 2015» |
район |
8 |
диплом |
Конкурс рисунков в рамках Всероссийской патриотической акции «Дети России за мир» |
|
8 |
|
Конкурс «Новогодняя игрушка» |
ДОУ |
76 |
|
4. Велась определенная работа в целях введения наших воспитанников в социум. Регулярно, один раз в месяц, на базе дошкольного учреждения организовывали просмотр театральных спектаклей, концертов артистов нижегородских театров. Воспитанники детского сада были на экскурсии в МОУ средней школы № 175, посетили школьную библиотеку, побывали в классе.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, что работа по установлению взаимосвязей с социумом велась целенаправленно, систематично.
5. Коллектив ДОУ имеет устойчивые связи с семьями воспитанников, основанные на партнерских отношениях, взаимоуважении прав и ответственности к своим обязанностям. На наш взгляд залог успеха во взаимодействии детского сада и семьи – это открытость дошкольного учреждения, сотрудничество педагогов и родителей в интересах ребенка.
В нашем детском саду большое внимание уделяется организации работы в режиме открытой образовательной системы. Важнейшими инструментами реализации данной стратегии является официальный сайт детского сада. Это источник активной информации о жизни детей и работе педагогического коллектива. Например, на сайте детского сада размещены многочисленные фотоальбомы, позволяющие познакомится с образовательным процессом, группами, педагогами. Посредством сайта родители оперативно информируются о важных событиях из жизни детского сада, планируемых и состоявшихся мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях, рассказывается о достижениях воспитанников и педагогов, образовательных программах и услугах. Все это дает возможность родителям не только получить информацию об учреждении, которое посещает ребенок, но и почувствовать себя полноценными участниками образовательного процесса, формирует интерес к работе детского сада и стремление к сотрудничеству с педагогическим коллективом.
В течение учебного года работа с родителями велась по следующим направлениям:
· проведение совместных праздников;
· совместные выставки рисунков, поделок, изготовление игрушек,
· участие в совместных проектах, конкурсах и т.д.
· дни открытых дверей
В течение года проводилось изучения семей воспитанников, в результате чего были сделаны следующие выводы:
· преимущественно родительский коллектив ДОУ составляют родители с высшим и средним специальным образованием;
· в основном составе семьи благополучные, полные, со средним достатком;
Степень включенности родителей в организацию образовательного процесса проявилась и через анкетирование. По итогам анкетирования родителей по теме «О работе ДОУ» свою удовлетворенность успехами своего ребенка отметили 86% родителей (в прошл.уч.г -86%), не вполне удовлетворены 9% (в прошл.уч.г-10 - %) ; уровень образовательных услуг на высоком уровне отметили – 76% (в прошл.уч.г.- 75%) родителей, на среднем – 22% (в прошл.уч.г. -20%) родителей.
Таким образом, работа с родителями организуется регулярно, целенаправленно, планово, во взаимодействии со всеми службами и педагогами ДОУ с использованием современных активизирующих форм.
6. Все задачи годового плана прошли через систему методической работы, а также систему контроля, мониторинга качества, которые были направлены на стимулирование творчества и прогресс сотрудничества.
Мониторинг кадрового обеспечения дает возможность проанализировать укомплектованность ДОУ кадрами, рост профессионального мастерства, повышение квалификации, образовательный уровень педагогов.
Дошкольное образовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами в соответствии со штатным расписанием. В детском саду педагогическую деятельность осуществляют 17 педагогов, квалифицированные специалисты. Из них: музыкальный руководитель, педагог-психолог, 2 учителя-дефектолога.
Работа по обеспечению качества образования способствует существенному росту уровня профессиональной компетентности педагогов. В 2014-2015 учебном году повысился уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ: подтвердили свою первую квалификационную категорию 3 педагога (воспитатели Ерина С.В, Щипцова Л.А. и учитель-дефектолог Есина Е.Е.), 4 педагога аттестованы на соответствие занимаемой должности (педагог-психолог Перевезенцова Е.А., воспитатели Афанасьева О.В., Бахарева Г.В., Галкина О.А); 3 - прошли курсы повышения квалификации при НИРО (учитель-дефектолог, 3воспитателя).
Показателем профессионализма педагогов-специалистов, воспитателей стало участие в мероприятиях различного уровня:
§ подготовка и проведение на высоком уровне районного методического объединения для специалистов коррекционных групп по теме «Коррекционно-педагогическая работа по преодолению речевой недостаточности у дошкольников» - учитель-дефектолог Чигина Е.Е.;
§ участие в работе районного методического объединения для воспитателей коррекционных групп с сообщением на тему «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности» - педагог-психолог Перевезенцова Е.А.;
§ участие в виртуальной выставке районного ресурсного центра по внедрению ФГОС ДО в систему дошкольного образования на базе МБДОУ № 3 с опытом работы по теме «Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе для детей с ЗПР» воспитатели Щипцова Л.А., Белова Е.А и учитель-дефектолог Чигина Е.Л. по теме «Кабинет учителя-дефектолога»
§ участие в работе районного ресурсного центра на базе МБДОУ № 3 по теме «Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков у детей с ЗПР в условиях ФГОС ДО»» педагог-психолог Перевезенцева Е.А. – сертификат;
§ участие в областном конкурсе по сбору отработанных батареек «Охота за батарейками» - воспитатель Березовская Н.Е. (совместно с родителями)
§ участие педагогов в районном конкурсе «Новогодняя игрушка» (Щипцова Л.А., Белова Е.А., Кувакина Э.А., Галкина О.А., Березовская Н.Е., Ширшина Е.Н., Бударина Ю.Е., Перевезенцова Е.А.);
§ участие в районном конкурсе на лучшее изготовление экспоната персонажа сказки «По щучьему веленью» - 2015 (воспитатели Щипцова Л.А., Кувакина Э.А., Галкина О.А., рабочий Громов Е.Р) – Грамота за победу в номинации «Емелино счастье»;
§ участие в районном музыкальном фестивале «Весенняя капель -2015» муз.рук. Субочева А.А. – диплом лауреата
§ участие в епархиальном конкурсе детского творчества «День Победы глазами детей» – воспитатель Ширшина Е.Е. – сертификат и диплом 3степени в номинации «Модельная работа»;
§ участие в районном конкурсе патриотической песни 2015 воспитатель Березовская Н.Е. – грамота за 3 место
Хорошие возможности для самореализации, повышения уровня самооценки и профессиональной компетентности педагогов предоставляют интернет-конкурсы. Популярными и равноправными у педагогов становятся электронные публикации своих разработок, размещенные в сети Интернет, а также на сайте нашего ДОУ. Они позволяют представить доклад или методическую разработку практически неограниченному числу читателей. В этом учебном году разместили свои наработки 41 % педагогов.
Профессионализм педагогов также способствует положительной динамике творческого и личностного развития детей детского сада.
7. Материально-техническая база ДОУ находится в постоянном развитии, дополнении и максимально используется. Проведен частичный декоративный ремонт групповых комнат Гр №1,2,5,6; кабинета дополнительного образования № 2; бетонирование входов (центральный, гр.№6); частичный ремонт на пищеблоке.
Приобрели: 2 ноутбука; лазерный цветной принтер, ламинатор, кипятильник на пищеблок, столовую посуду, 3-ярусные раздвижные кровати – 7шт (гр.№ 2,5)
8. Выводы:
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
· в целом годовой план реализован, результаты работы за 2014-2015 учебный год можно признать удовлетворительными;
· вся деятельность МБДОУ стабильно обеспечивает развитие ребенка;
· соблюдается баланс нагрузок;
· созданы необходимые санитарно-гигиенические условия;
· содержание педагогического процесса охватило все виды детской деятельности /игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение)
· образовательный процесс осуществлялся во взаимодействии воспитателей,
специалистов, медицинского персонала, родителей, интересов и способностей детей,
- продолжается работа по введению ФГОС ДО.
Вместе с тем определились направления, требующие решения и дальнейшего развития:
- недостаточное внимание воспитателей в ряде групп в вопросах обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода в здоровьесбережении детей, развития мотивации к сбережению своего здоровья
- недостаточно эффективно используется потенциал родителей в качестве
непосредственных участников образовательного процесса.
- особое внимание требует познавательно-речевое развитие дошкольников.