Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное    

дошкольное образовательное учреждение "Детский   сад №269"   

Влияние дыхательных и музыкально-ритмических движений на здоровье детей в процессе музыкальных занятий

 

Влияние дыхательных и музыкально - ритмических движений на здоровье детей в процессе музыкальных занятий


Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось издавна в трудах великих учёных.

   Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека, способом гармонизации с общественной жизнью. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Согласно концепции Аристотеля, в душе зрителя, находящегося на древнегреческих представлениях, происходило исцеление от болезней. С точки зрения учёного, "уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад - мужественный и серьёзный. Фригийский лад воспринимался им как неуровновешенный и возбуждающий, лидийский - как жалобный и размягчающий. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалось сочинять, исполнять и слушать музыку, написанную главным образом в дорийском ладу, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения не допускать".

   Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как "способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях" - не только в пении, танцах и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, "такта", античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого - жизни космоса, основанного на законах вселенской гармонии. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль.

   Платон прямо связывает звучащую музыкальную среду, распространённость определённых музыкальных произведений с духовным могуществом, силой государства. Он считал, что "сила государства находится в прямой зависимости от того, в каких ладах и каких ритмах в нём звучит музыка. В государстве должна звучать скромная, стыдливая музыка, помогающая возвысится индивиду до уровня общественных требований".

    Программа музыкального образования "Камертон", по которой мы работаем, соответствует современным требованиям к образовательной программе. Она имеет не только развивающий характер, но в ней заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми. Кроме того, в ней представлена ориентация на здоровьесберегающий фактор (обращается внимание на охрану детского голоса при обучении детей пению и группу здоровья при обучении движениям), содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

  На музыкальных занятиях в разделе восприятие музыки звучит программная музыка различного характера в исполнении инструментов симфонического оркестра.   Роль инструментальной музыки, и её воздействии на организм огромна.

    Звучание ударных инструментов дают ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически бодрят, придают силы.

    Совершенно другая структура звука у струнных инструментов. Они прямо воздействуют на сердце. Известно выражение, что скрипки "смеются и плачут", соединяют людей, способствуют созданию особого настроя, при котором чрезвычайно хорошо решаются вопросы милосердия.

  Звучание рояля называют самой математической музыкой. Она помогает интеллектуальной сфере.

   Вокальная музыка воздействует на весь организм.

   Поскольку музыка влияет на состояние нервной системы и вызывает различные эмоциональные состояния, то гипервозбудимым детям, расторможенным детям со слабым контролем необходима спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способную гармонизовать эмоциональное состояние ребёнка..

Такую музыку я использую на музыкальных занятиях в группах ЗПР, в младшей группе. Она помогает успокоиться и расслабиться.

   Итак, музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребёнка.

   С другой стороны, здоровьесберегающие факторы (дыхательная, ритмическая гимнастика, пальчиковые и речевые игры), используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей.

    Пение - наиболее любимый вид музыкальной деятельности детьми.

Врач - фониатор Е. И. Алмазов утверждает: "Пение… доставляет поющему удовольствие, … упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно - сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье".

   Профессор В. И. Петров, фониатр: "Верхние дыхательные пути снабжены рецепторными иннервационными приборами, которые дают начало важнейшим рефлексам, регулирующим дыхание, оказывающим влияние на сердечно - сосудистую систему, пищеварительные и другие органы".

Именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной рабочей нагрузке во время пения.

    Кандидат медицинских наук И. Я. Деражне: "…При слуховых раздражениях, исходящих от собственного голоса (речевого и вокального), наблюдаются биологические сдвиги в организме, причём отрицательного характера, если голосовая функция нарушена!", т. е. больной голос угнетает общее самочуствие.

   Здоровое, яркое, эмоционально богатое звучание собственного голоса и выражает, и поддерживает здоровый физический и психический тонус организма, а больной, тусклый, невыразительный голос подавляет его.

   Таким образом, состояние голосового аппарата влияет на общее самочуствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма.

  Из сказанного можно сделать ясный, научно - обоснованный вывод: человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет своё - физическое, и психическое здоровье, и звучание его голоса - показатель этого здоровья.

   Пение совершенствует и развивает речевые навыки детей. Это эффективное средство для исправления целого ряда речевых дефектов, в том числе и заикания. На занятия певческой деятельностью я учитываю возрастные особенности детского голоса, кстати, в программе перед каждым разделом музыкальной деятельности даётся характеристика возрастных возможностей детей каждого возраста. Тщательно выбираю из программы песни, доступные по исполнению. Провожу анализ диапазона, движения мелодии (плавная или скачкообразная). Главное правило: не навреди! Стараюсь, чтобы дети пели без напряжения связок. Неокрепший голос детей требует бережного обращения и охраны от перегрузок и вредных факторов.

   Чтобы хорошо петь, нужно правильно дышать. Дыхание учим брать между фразами, а значит экономно его расходовать. На занятиях певческой деятельностью используем дыхательную гимнастику. Дыхательные упражнения способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний.

   Заведующая отделением Нижегородского областного врачебно - физкультурного диспансера И. Ф. Казакова предупреждает, что при пении нельзя форсировать звук, кричать, т. к. это не только создаёт стрессовую ситуацию для организма, но и приведёт к чрезмерному расширению лёгких и, как результат, к эмфиземе (потере эластичности лёгочной ткани). Эмфизема - профессиональное заболевание у многих оперных певцов.

   Поэтому приучаем детей петь естественным, плавным звуком.

При пении формируем у ребёнка ощущение дыхания "в живот" и учим его чувствовать движения стенки живота. Производим контроль, положив на него руки.

   Дети "дуют" на снежинки, бабочки, представляют цветок и вдыхают его аромат, надувают воображаемые шарики. Используем упражнения "Хомячок", "Собачке жарко", "Воротики" или "Паровозик". На занятиях в вокальной студии "Соловушки" ввожу дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой: упражнения "ладошки", "погончики", "насос".

 

Развитию речи, внимания, памяти, мышления, воли, тренировке подвижности (лабильности) нервных процессов, ориентировке в пространстве, координации движений, формированию красивой осанки -  способствуют занятия музыкально - ритмической деятельностью.

  Поскольку музыкально - ритмический раздел программы "Камертон" не имеет своей христоматии и методического пособия, то мы используем музыкальный практический материал из программы А. И. Бурениной "Ритмическая мозаика".

  Она нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное развитие.  Практический материал варьируем, с учётом условий её использования и возрастных особенностей детей. Она позволяет приобщить к движению под музыку всех детей - не только способных и одарённых, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь брести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка. его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н. А. Бернштейна, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева и др.)

 Музыкально - ритмические упражнения являются эффективной психогимностикой, средством коррекции состояния детей и их поведения.

    Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Нагрузку соотносим с характеристиками и индивидуальными возможностями конкретного ребёнка, Но стараемся ориентироваться на средние показатели уровня развития детей. Действия взрослых направлены на то. чтобы дать возможность ребёнку почувствовать уверенность в собственных силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку.

   Во время занятий ритмическими движениями постоянно следим за состоянием детей, дозируем физическую нагрузку, согласно предписаниям врача.

   Прислушиваемся к жалобам детей, не заставляем их заниматься. если они не хотят двигаться (это может быть не проявлением воли. а началом заболевания).

   В беседах с воспитателями и родителями выясняем все данные о здоровье ребёнка и его индивидуальных особенностях.

   Следим за чистотой зала, его проветриванием, а также удобством одежды и обуви детей для занятий.

   Таким образом, на музыкальных занятиях во всех его разделах учитывается здоровьесберегающий фактор, т. е. сохранение здоровья детей и его укрепление.

     

 

Музыкальный руководитель высшей категории

 Субочева А. А. МДОУ №269

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"